Чачко А.С.
ПРЕУВЕЛИЧЕНА ЛИ РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ?
Среди многих суждений о библиотековедении встретилось такое, где его ”неудовлетворительное состояние" связывалось с ”преимущественно эмпирической ориентацией на прикладные задачи, описательность и преувеличение роли социальной среды:.
Рассмотрим предметно аспект, вынесенный в заголовок.
К концу 60-х гг. социологи и футурологи обнаружили существенное ускорение происходящих социальных перемен и их непрестанный поток во всех сферах жизнедеятельности западного общества, что побудило к прогнозу возможного развития.
Прогноз показал, что экономика сосредоточится на сфере обслуживания; доминировать в обществе будут профессиональные и технические группы; центральное место займет теоретическое знание; разовьются высокоинтеллектуальные технологии, способные к саморегулируемому росту; коммуникации и электроника приобретут приоритетное значение.
Технологические прогнозы были дополнены социально-психологическими предвидениями о состоянии, реакции и поведении людей под воздействием слишком большого потока социальных перемен за слишком короткие сроки.
Из доступных прогнозов и предвидимых социальных перемен мы с учетом интересующей темы отобрали следующие ключевые словосочетания: разрыв с прошлым; ускорение потока сложных ситуаций; экономика нестабильности; временные потребности; мрачные переселенцы; низкий дикарь; информационная перегрузка; зона личной стабильности; увеличение разнообразия (разброса, контраста) жизненных стилей.
Внимательно познакомившись с этим перечнем, попытаемся ответить на такие вопросы. Влияют ли и на нашу нынешнюю жизнь те социальные перемены, которые прогнозировались в другое время и для иного общества? Следует ли реальной библиотеке в работе с читателями (населением, контингентом) предвидеть и учитывать изменение потребностей, интересов, запросов, обусловленных социальными изменениями? Входит ли в задачи библиотековедения научная разработка комплекса проблем ”Изменяющаяся библиотека"? В частности, нужна ли научная разработка методики скоординированного содействия библиотеки социально уязвимым группам читателей в удовлетворении их культурно-информационных потребностей, помощи в преодолении футурошока, необходимо ли для подготовки библиотекарей и библиотековедов в новых условиях уточнение понятий ”социальный институт" и ”социальные функции", когда речь идет не об абстрактном социуме, а о реальных людях и группах людей в ситуации ускоряющихся и непрестанных социальных перемен; о задаче библиотеки в изменяющемся мире?
Представляется, что из рассмотренного выше перечня изменений чаще всего наше внимание обращали на ”информационные перегрузки", но как это бедно в сравнении с даже неполной нашей выборкой!
Практика пока имеет небольшой опыт содействия читателям в новых условиях: чаще всего речь идет об инвалидах, хронически больных, имеющих расстройство слуха, зрения, об этнических группах; в качестве методик содействия читателям в условиях, близких к футурошоку, но обусловленных иногда совсем иными причинами, используется библиотерапия. Не следует пренебрегать и зарубежным опытом.
Начиная с подготовки кадров и до обоснования планов, бюджетов, законов, нам необходимо научиться представлять наши профессиональные обязанности в полном объеме, на всех уровнях доказательно пояснять, что соответствующая социальная работа библиотек нужна каждому, а также обществу и государству.
ХХ век хронологически завершен, но социальная сфера калейдоскопически изменяется. Не осознав ее влияние на библиотеку, книгу, читателя, библиотекари и библиотековеды будут стоять ”на подхвате" чужих задач.
Мы не должны допустить расчленения нашего объекта библиотеки: сохранность фондов (вместе с архивами), новые технологии (вместе с информациологами). Координировать да, но не интегрироваться по частям. Иначе отдадим досуг культурологам, просвещение педагогам, и бесценный своей цельностью организм библиотеки будет разрушен.
Библиотека значительно богаче любого перечня социальных функций. Во-первых, потому, что она продолжает их порождать в ответ на наши вопросы. Во-вторых, потому, что не все они в полной мере осознаны и востребованы. Библиотека культурно-цивилизационный феномен, символ мироздания, метафора культуры, часть ноосферы. Все это не преувеличение. Но ее основной ”рабочей профессией" является постоянная специфическая, но весьма разнообразная помощь человеку, неоценимая перед лицом социальных потрясений.
Итак, преувеличена ли роль социальной сферы в библиотековедении? Вот как об этом сказал наш коллега Х.Л. Борхес: ”Долгие годы я верил, что вырос в предместье Буэнос-Айреса, в районе опасных улиц и дел, которые омрачали все. В действительности я вырос в саду с его металлической решеткой, а еще в библиотеке с бесконечными полками английских книг".